Выставка-исследование Москва — Казань — Москва

 

Выставка-исследование

Москва — Казань — Москва

 

 В рамках проекта «Пространство „Россия”: места, границы, народы»

при поддержке Фонда президентских грантов

и галереи «Триумф»

28 февраля — 25 марта 2018

Торжественное открытие — 27 февраля, 19-00

Художественная галерея «Царская башня», Казанский вокзал

Выставка «Москва — Казань — Москва» — совместный проект Department of Research Arts и Центра современной культуры «Смена» — стала результатом исследований более двадцати современных художников. В нее войдут работы участников двух резиденций в Казани в 2016–2017 годах, а также проекты казанских современных авторов, работы из коллекции Фонда Марджани, фотографии из личных архивов и других фондов. В центре внимания — Казань, ее окрестности и трансформирующийся образ города в публичном пространстве.

В последнее время упоминания Казани не обходятся без словосочетания «третья столица России». По многим показателям главный город Татарстана может по праву ею считаться, а в некоторых областях может претендовать на статус второго, а иногда в довольно важных случаях первого города страны. При этом у данного образа есть и символическая сторона. Всякий раз фраза «Казань — третья столица России» звучит не как свершившийся факт, а как мантра или скорее заклинание: будто бы городу еще предстоит стать этой самой «столицей», а статус — это некий аванс за явные успехи последних лет. Идеологема «третьей столицы» содержит утопический образ, это основа не только для современной идентичности Казани, но и для будущих действий ее жителей.

Каждый отдельный проект на выставке «Москва — Казань — Москва» — это исследования различий между городом, проживаемым его жителями и гостями (которыми были многие участники выставки), и его альтернативным публичным образом, существующим отчасти автономно. «Москва — Казань — Москва» исследует само понятие «столицы» как политического, географического и культурно-символического узла и центра, который трансформирует жизнь местного сообщества и приводит к радикальным визуальным изменениям в облике. Работы участников выставки затрагивают такие понятия как «место», «гений места», «локальная идентичность» и «территориальные и социокультурные границы».

Выставка займет Царскую башню Казанского вокзала, и выбор пространства закономерен. Современный архитектурный комплекс Казанского вокзала — это не до конца реализованный проект Алексея Щусева, часть которого строилась на протяжении первой половины XX века, и уже в наше время вокзал был расширен за счет крыла, где находится художественная галерея «Царская башня». Предполагалось, что строительство нового вокзала позволит связать различные точки большого пространства империи друг с другом, прежде всего европейскую и азиатскую территории. Отсюда название архитектурного конкурса «Ворота на восток» и итоговые решения, предложенные Щусевым, — это параллели с Казанью (Башня Казанского вокзала и Башня Сююмбике), и опора на гражданскую архитектуру XVII века (например, «нарышкинское барокко»), и связанный с ней «русский стиль», который должен был объединять различные культуры и обыгрывать их взаимодействие. Выставка «Москва — Казань — Москва» также является некими воротами — однако, мир, который по-прежнему воспринимается как «восточный» или «традиционный», и как показывают работы художников, уже таковым не является. С тех пор Казань стала еще более важным центром не только для Поволжья, но и страны в целом, а поэтому так или иначе аккумулирует в себе различные глобальные тенденции. Задача выставки — не свести образ города к расхожим стереотипам (IT-столица, туристическая столица и др.) и показать «открыточные» виды города, а, напротив, выявить неоднозначность развития современной Казани, которая иногда не считывается с поверхности и поэтому необходим язык более живой, чем язык репортажа.

«Москва — Казань — Москва» является частью проекта «Пространство „Россия”: места, границы, народы», задача которого при помощи методов искусства и современных социальных наук исследовать регионы России и расширить массовые представления о территории страны.

Участники: Алексей Васильев, Ляля Гимадеева, Булат Галеев и СКБ «Прометей», Анна Денисова, Владислав Ефимов, Михаил Колчин, Икуру Куваджима, Галина Леонова, Саша Маник, Максим Месяц, Николай Онищенко, Павел Отдельнов, Иван Петрокович, Леся Полякова, Анастасия Пожидаева, Екатерина Попович, Артем Сильвестров, Александр Скобеев, Валерий Скобеев, Виталий Скобеев, Баки Урманче, Тимур Хадеев, Ильгизар Хасанов, Антон Цимерман, Игнат Цоколаев, Елизавета Чухланцева и другие.

Кураторы: Кристина Романова, Наиль Фархатдинов.

Организаторы

Department of Research Arts (АНО «Центр междисциплинарных исследований в современном искусстве») учрежден в 2013 году и объединяет исследования современных художников и ученых в области социологии, антропологии и других гуманитарных наук. Образовательные и выставочные проекты центра нацелены на создание различных форм экспериментального знания об истории современности. С 2013 года команда центра организовала ряд исследовательских выставок, посвященных различным народностям и территориям России, в том числе «Чуваши.Research», «Мари.Research», «Московия.Research» и другие. В 2017 году была организована выставка, посвященная архиву пионеров советского и российского медиа арта СКБ «Прометей».

Центр современной культуры «Смена», начавший свою работу в Казани в 2013 году, включает в себя галерею современного искусства, лекторий и книжный магазин, издает книги и организует крупные городские мероприятия, среди которых уже восемь книжных фестивалей, Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник» и Фестиваль искусства и краеведения «Искра». С начала 2017 года в здании «Смены» работают кофейня «Диван», магазин виниловых пластинок «Сияние», мебельный шоурум «Куллар» и галерея казанских художников.

Партнеры

Галерея «Триумф», ОАО «Российские железные дороги», Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани

Информационные партнеры

Урманче Б.И. Ишимбаево. Нефтепромыслы 1936 г. Х., м.  100х134 Урманче Б.И. Эскиз к панно.  1960-е (?) Б., гуашь 43х16,5 см Урманче Б.И. Фриз Кисекбаш.  Эскиз фриза по поэме Г.Тукая “Сенной базар, или Новый Кисекбаш” для оформления Литературного музея Г.Тукая.  1970–1980-е  Б. на фанере, графит.карандаш, акв. 28,5х163,5 см Плакат «Женщина-татарка! Вступай в ряды всех тружениц Советской России!» Автор неизвестен 1920 Бумага, цветная литография 62,2х38 см. Плакат  «Татарский клуб» Художник: А.Г Платунова  Пробный оттиск 1930 Бумага, цветная литография 37х53,5 см. Москва. Главлит. 5-я литография «Мосполиграф». Художественное Издательское Акционерное Общество АХР. Цена 15 копеек. Информация о тираже отсутсвует Урманче Б.И. Айсылу на луне.  1960-е (?) Б., акв.  30х23 см Икуру Куваджима_Трансформеры_50х60_2016 Ильгизар Хасанов. Черное озеро_2