Выставка "АЗАТ МИННЕКАЕВ НЕБЕСНЫЕ СТРАННИКИ" Живопись, графика

Выставка известного санкт-петербургского художника Азата Миннекаева «Небесные странники» организована Фондом поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани (Москва). В экспозиции — около 100 живописных и графических произведений. Весной 2019 года выставка «Небесные странники» с успехом экспонировалась в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани.

В творчестве Миннекаева живопись, сценография и книжная графика представляются равноценными гранями одного большого таланта. Биография художника насыщена множеством, порой, неожиданных, но взаимосвязанных событий, каждый жизненный поворот закономерно поднимает его на новую ступень и находит отражение в творчестве.

Миннекаев родился в 1958 году в Уфе, в семье, не имеющей непосредственного отношения к искусству. Отец  заместитель директора завода, мама  врач. Правда, два родственника отца были художниками, а его сестра обладала прекрасным голосом: сохранились пластинки фирмы «Мелодия» с записями татарских песен в её исполнении. Так что творческие люди в роду Миннекаевых всё-таки были. Азат же как один из лучших учеников английско-математической школы заканчивал её с золотой медалью, потому родители желали для него карьеру дипломата или военного. Но Азат решил по-своему. После 8-го класса школы поступил в педагогическое училище, одновременно занимался в художественном кружке при Дворце пионеров. Затем стал студентом живописного факультета Уфимского государственного института искусств. Темой дипломной работы избрал групповой портрет режиссёров Башкирского театра кукол. Поэтому после окончания в 1983 году института стал работать именно в этом театре, где постигал на практике тонкости театрального искусства: делал куклы, рисовал декорации. Оформил свыше 30 спектаклей и сотрудничал со многими театрами страны.

В Башкирском театре кукол Миннекаев проработал семь лет, затем, в 1990 году, уехал в Ленинград. Здесь его нашёл режиссёр Магаданского театра кукол (с ним Азат учился в институте в Уфе) и предложил оформить три спектакля для гастролей труппы в американском Анкоридже на Аляске. Один из спектаклей был на этническую тему. Чукотских и эскимосских пьес не было, и Азат решил написать свою собственную пьесу. Для этого он работал в библиотеке Кунсткамеры, где познакомился с ведущим специалистом по истории культуры и этнографии народов Крайнего Севера Р.Г. Ляпуновой. Результатом этой плодотворной работы стала написанная по мотивам чукотских и эскимосских мифов пьеса «Мальчик-огниво». В театре в Анкоридже, где шёл этот спектакль, был аншлаг: «Мальчик-огниво» демонстрировался по три раза в день. Впоследствии Миннекаев оформил ещё ряд спектаклей, однако сценография не стала главной сферой его творчества.

Поездка на Аляску произвела на него сильнейшее впечатление. Поэтому в 1992 году он приехал сна Аляску снова и остался здесь на полгода. Познакомился с алеутами, изучал их традиции и обычаи, преподавал живопись в местном колледже, много писал — портреты, сюжетные композиции. Для православной общины исполнил третий чин иконостаса с образами американских святителей в кафедральном соборе Анкориджа: образы трёх месточтимых святых — Петра Алеутского, Иннокентия Иркутского, обратившего алеутов в христианство, и Ювеналия — были написаны Миннекаевым по древнейшим канонам владимиро-суздальской живописи.

Вернувшись в Россию, он уехал сначала в Магадан, а затем в Вологду, где создал живописные произведения «Чукотской серии». В 1993 году окончательно обосновался в Санкт-Петербурге. В том же году в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) состоялась его первая персональная выставка — «Люди и духи старой Аляски». Она экспонировалась рядом с залами, где были представлены бытовые и культовые предметы жителей Аляски из собрания музея. В том же году в Национальном центре научных и культурных исследований в Париже прошла его вторая выставка — «Народы Сибири: культурное возрождение». В 1995 году в Государственном музее искусства народов Востока в Москве состоялась третья персональная выставка, получившая название «Синее небо шаманов». На выставке Миннекаев познакомился с писателем Львом Яковлевым, возглавлявшим тогда редакционно-издательский центр «Чёрная курица». Яковлев предложил Миннекаеву проиллюстрировать книгу русских былин. Эта большая и ответственная работа завершилась для него заслуженным успехом: в 1996 году на Всероссийском конкурсе детской книги «Отчий дом» он был удостоен диплома II степени. В том же году вступил в Союз художников России, получил на конкурсной основе грант The Pollak-Krasner Foundation. За двадцать с лишним лет оформил не один десяток книг. Последняя из проиллюстрированных им книг в настоящее время готовится к изданию: это татарский эпос «Идегей» в пересказе и с комментариями Равиля Бухараева. Миннекаев исполнил к ней более 100 иллюстраций.

Определяющими для творчества и мировоззрения Миннекаева стали путешествия в Восточную Сибирь, Монголию, Китай. Культурные традиции хакасов, тувинцев, неразрывно связанные с природой этого края, — тема живописных произведений «тюркского цикла», представленных на выставке. В них оживает древняя история земли, в которой покоятся останки представителей великих народов — древних тюрков.

О своём творчестве Миннекаев пишет: «После “Северного цикла” возник “Тюркский цикл”. Их нельзя разделять — один является продолжением другого. Когда я летел в Магадан из Петербурга, самолёт сделал промежуточную посадку в Абакане. Я понял, что там родился в прошлой жизни, там я чувствую себя на родине. Большой Минусинский котёл  удивительное место, невероятно плодовитая земля. Оттуда выплеснулись скифы, таштыки, гунны, тагарцы, другие народы. Здесь захоронения, курганы древних тюркских народов, объединённые поклонением Тенгри — Хозяину вечного неба. И именно здесь я, наконец, ощутил свои корни, инфернальную связь с предками. Нечто подобное я чувствовал в Синьзяне, населённом уйгурами.

Я много раз ездил в Хакассию, Тыву. До поездки в Хакассию начался мой “Тюркский цикл”. Здесь жизнь существует в другом измерении, в тесной связи с природой, и многое скрыто, недоступно туристам. Здесь живут шаманы, наделённые сильным даром. Они проводят свои обряды в священных потаённых местах. Когда попадаешь сюда, возникает иллюзия, что на много километров вокруг полное безлюдье. Но оказывается, что совсем недалеко есть поселение, лагерь туристов, административная дорога. Местные жители ревностно охраняют места силы от вторжения чужих. Много веков они справляют свои древние культы, сохраняя гармонию, естественную природную философию жизни. Для меня важно поехать в эти места, побыть там и ощутить их магическую силу, а потом, по возвращении, рождаются ощущения от знания, и эти ощущения я переношу на холст. Мои работы могут казаться фантастичными. Но это абсолютная реальность. Я создаю свою реальность, в которой есть темп, сила и энергия тех мест. Холст для меня  это шаманский бубен, кисточка  колотушка. Я не люблю одевать свои картины в рамы. Какая может быть рамка? Это как бубен в футляре…»

 

Мария Филатова, научный сотрудник Государственного музея искусства Востока и Фонда им. Ш. Марджани, куратор выставки (Москва)