В Российском университете Дружбы народов завершилась Вторая международная конференция «Мир ислама: история, общество, культура»

     Международная научная конференция «Мир ислама: история, культура, общество», появление которой было инициировано Фондом Марджани, была задумана как возможность обсудить ключевые проблемы исторического, современного социально-политического и культурного развития ислама в междисциплинарной перспективе.

 

     Конференция, организованная Российским университетом дружбы народов и Фондом Марджани совместно с Институтом стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова и при участии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН им. Петра Великого, Государственного музея искусств народов Востока и Российского государственного гуманитарного университета, прошла в этом году  рамках научной программы «Сагадеевские чтения» в Российском университете дружбы народов 28-30 октября, объединив около 150 исследователей из России, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Армении, Белоруссии, Украины, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Ирака, Сирии, Алжира, Туниса, Марокко, Турции, Великобритании, Голландии, Канады, Дании, Германии, Польши и других стран.

 

  

   В конференции приняли участие известные востоковеды и исламоведы: Д.Ю.Арапов, М. Аль-Джанаби, М. Кемпер, Н.С. Кирабаев, С.А. Кириллина, М.С.Мейер, И.Р. Насыров, М.Т. Степанянц, А.Ю. Хабутдинов.

   Открывая работу конференции, проректор по научной работе РУДН и сопредседатель Оргкомитета конференции проф. Н.С. Кирабаев приветствовал участников и гостей конференции от имени ректора РУДН В.М. Филиппова и подчеркнул важность проведения подобных мероприятий с точки зрения развития и укрепления диалога культур и цивилизаций, что является важнейшей частью миссии Университета.

    Почетный гость мероприятия, ректор Египетско-Российского университета (Каир), проф. Шериф Хелми в своей приветственной речи акцентировал внимание на том, что в нынешней конференции принимает участие значительное количество ученых из арабских и мусульманских стран, что имеет огромное значение для построения новых и   упрочнения уже сложившихся научных и культурных связей России со странами Ближнего и Среднего Востока и исламского мира.

 

    Директор научных программ Фонда Марджани И.Л. Алексеев в своем выступлении отметил тот факт, что вторая конференция «Мир ислама: история, общество, культура», проводимая при непосредственном участии и прямой поддержке Фонда, объединила представителей ведущих научных и образовательных центров, занимающихся исламской проблематикой. Он указал на особый вклад РУДН в организацию и проведение данного мероприятия, отметив, что миссия Университета дружбы народов, выраженная в самом его названии в высшей степени созвучна целям и задачам Фонда Марджани, осуществляющего поддержку различных научных, образовательных и культурно-просветительских проектов, направленных на развитие диалога и взаимопонимания между различными культурными и религиозными традициями.

 

 

   Главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера, Санкт-Петербург) Р.Р. Рахимов приветствовал присутствующих от имени коллег с берегов Невы, ставших в свое время колыбелью и цитаделью отечественного научного востоковедения и академического исламоведения. От имени руководства МАЭ РАН Р.Р. Рахимов передал самые теплые пожелания успехов участникам конференции и выразил надежду, что проведение подобных мероприятий, крайне необходимых для развития и укрепления внутрироссийских и международных научных связей, будет иметь дальнейшее продолжение.

  С приветствием к участникам и гостям конференции обратился также координатор научных и культурных программ Российского научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя‑Умеренность» И.З. Мухамеджанов. В своей речи он отметил, что задачи центра «Аль-Васатыйя», пропагандирующего идеи исламской умеренности и межрелигиозного мира, являются важной частью конфессиональной политики российского государства, опирающейся на активную поддержку отечественных мусульманских лидеров и интеллектуалов. В этой связи он указал на особую важность научных исламоведческих исследований, решающим образом способствующих раскрытию созидательного потенциала исламской культуры. Кроме того, докладчик подчеркнул актуальность и необходимость развития исследований интеллектуального и духовного наследия российских мусульман, отражающего сложившийся в нашей стране исторический опыт конструктивного взаимодействия между конфессиями.

 

   В рамках работы первого дня конференции был представлен ряд пленарных докладов, а также прошла презентация научных, образовательных и издательских программ Центра арабских исследований РУДН, Фонда Марджани и Издательского дома Марджани.

  В докладе «Исламоцентризм и философия будущего» профессор РУДН М.М. аль-Джанаби поставил вопрос о перспективах философского осмысления ислама и его роли в мировой цивилизации. Констатировав кризис европоцентристской картины мира, докладчик указал на опасность замещения этой парадигмы своеобразным «исламоцентризмом», не в меньшей степени препятствующим адекватному пониманию интеллектуальных и идеологических процессов, происходящих в исламе и мусульманском мире.

   Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Д.Ю. Арапов в своем докладе «Мусульмане России при Петре I» осветил положение ислама и мусульман на заре Российской империи, показав, как и при каких обстоятельствах закладывались парадигматические основы той государственной политики по отношению к исламу, которая в основных своих чертах реализовывалась вплоть до 1917 г.

   В докладе, посвященном византийскому пониманию ислама, профессор университета Айн Шамс (Египет) и Таифского университета (Саудовская Аравия) Тарек Мансур Мухаммад на примере интерпретации основной мусульманской инвокации «Аллаху Акбар!» («Бог превелик!») средневековыми восточнохристианскими теологами поставил генеральную проблему взаимонепонимания герметичных религиозных культур, опирающихся в своем восприятии «Иного» лишь на свои собственные концептуальные ресурсы и догматизированные стереотипы.

  Профессор Амстердамского университета М. Кемпер представил доклад по истории советского и постсоветского исламоведения, обозначив фундаментальные методологические проблемы, стоявшие в прошлом перед советскими исследователями ислама и остающиеся и поныне актуальными для их коллег в России и СНГ. Полемическая заостренность доклада М. Кемпера вызвала немало критических замечаний и возражений в ходе неформальных дискуссий на секционных заседаниях и в кулуарах конференции.

 

   Главный редактор исламоведческого альманаха «Pax Islamica‑Мир ислама» проф. А.Ю. Хабутдинов в своем докладе показал роль исламского фактора в становлении национального самосознания казанских татар в XVIII‑начале XX вв. и обратное влияние татарского нациогенеза на трансформацию мусульманских идей и институтов в Российской империи, советской и постсоветской России.

   Завершением первого дня конференции стала лекция-доклад члена союза кинематографистов А.А. Шахова «Ислам и кинематограф» с последующей демонстрацией фильма «Рисаля», о жизненном пути жизненном пути Мухаммада, основателя ислама, сирийско-американского режиссера Мустафы Аккада (в русском переводе фильм вышел под названием «Мухаммад – посланник Бога).

   Второй и третий дни конференции прошли в режиме секционных заседаний и круглых столов. Особое внимание было уделено таким вопросам, как философская и политическая мысль исламского мира, история ислама на территории бывшей Российской империи, история исламских обществ Евразии, ислам в Золотой Орде, этнографическое и антропологическое изучение мусульманских культур, проблемы исламо-христианского взаимодействия в истории Ближнего Востока и России.

На протяжении двух дней участники и гости конференции в зависимости от области конкретных  интересов могли погрузиться в круг дискуссий и докладов в рамках работы следующих секций и круглых столов (могли обратиться к работе следующих секций и круглых столов): «Философия мусульманского мира», «Ислам на имперском и (пост-) советском пространстве: доументы, практики и интерпретации», «Мистицизм в исламском мире: теория и практика», «Антропологические (этнографические) подходы к изучению мусульманских сообществ: теория и практика», «Исламская экономическая модель и специфика ее развития на постсоветском пространстве», «Политический язык и языковая политика в мусульманских обществах Среднего Востока и Южной Азии», «Культ святых и святые объекты в мифоритуальной традиции ислама. Ислам в Золотой Орде и Джучидских государствах: источники и интерпретации», «Этноконфессиональная ситуация на Ближнем Востоке в Новое время», «Ислам в современной политической жизни мусульманских стран», «Актуальные проблемы арабской филологии и методика преподавания арабского языка как иностранного», «Исламский интернет», «Круглый стол журнала Pax Islamica «Как изучать ислам сегодня?».  

На заключительном пленарном заседании руководители тематических секций подвели итоги секционной работы. Модераторы отметили высокую продуктивность дискуссий и высказали пожелания проводить подобные конференции на постоянной основе, трансформировав конференцию в постоянно действующий международный конгресс исламоведов.