Бедахэ – Звучание Неба

ГАЛЕРЕЯ «ИНЖИР»

Центр «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

 ФОНД МАРДЖАНИ

 

ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Новое событие в рамках кросс-культурного проекта «ПОТОМКИ АРКТИДЫ»

 

Бедахэ – Звучание Неба

                        

В середине лета, в центре Москвы

иранские музыканты высочайшего уровня представят искусство бедахэ

Это произойдёт в галерее «ИНЖИР»

                                                                                          (Б. Дмитровка. 22)

в четверг, 14 июля 2011 года в 20 часов

 

 

 

       В этот вечер, расположившись в окружении великолепных произведений иранских ковроделов из новой экспозиции галереи, гости станут со-участниками доверительной «беседы» выдающегося мастера исфаханского аваза (классического пения) Хосейна Нуршарга и блестящего исполнителя на таре и сетаре Кейвана Сакета.

    В разных языках мира есть такие понятия, которые переводятся на русский язык как «сокровище». Сокровищем принято считать то, что имеет для нас исключительную ценность, то, что мы особо тщательно охраняем и время от времени с гордостью и восхищением показываем другим людям.  

Настоящее сокровище иранской культуры – искусство бедахэ или бедахэ навази, особый род музыкального творчества, когда именно здесь и сейчас, в едином порыве вдохновения и сопереживания, но следуя при этом  жестким законам многовековой традиции, создаётся неповторимое звуковое полотно.  

  Сегодня это очень редкое явление даже в самом Иране, где этим уникальным умением в полной мере владеют лишь те немногие музыканты, которых судьба от рождения наделила талантом и утонченной интуицией, а затем одарила встречей с Учителем.

Особая чувствительность к звуку совершенствуется мастером в течение всей его жизни, позволяя без слов понимать музыканта-партнёра, с лёту подхватывать его звуковые идеи и предвосхищать его желания. Развитость интуиции сопряжена со способностью музыканта входить в особое состояние вдохновения, когда он перестает осознавать сам процесс музицирования и самое бытие, а дух его буквально парит в сфере божественного.

Все это невозможно без досконального знания канона. Для истинного владения этой традицией необходимы долгие годы освоения и запоминания огромного свода канонических звуковых моделей и правил их соединения. Обучиться мастерству можно только  под руководством действительно знающего мастера, из рук в руки, из уст в уста, минуя какие-либо виды записи, так, чтобы вся историческая память традиции стала твоей плотью и кровью, чтобы мелодии как бы сами, повинуясь вдохновению, выстраивались в сложную и прекрасную композицию.

     Традиция бедахэ наилучшим образом проявляет себя в окружении духовно развитых и восприимчивых к чуду слушателей. Когда-то искусство бедахэ процветало в духовных собраниях маджлисах, оно сопутствовало  мастерству толкования Корана и находило особо благодатную почву в суфийских братствах. В современном мире музыкант, как правило, сталкивается с неподготовленной аудиторией, но и в этом случае он способен находить отклик в сердцах людей и увлекать их за собой в неповторимый духовный полёт.

     Единожды соприкоснувшись с искусством бедахэ, понимаешь, что музыка – это воистину божественная сущность, способная напрямую, минуя все преграды разума, логики и рационального расчёта проникать в корень сердца и пробуждать в нём опыт и память единого общечеловеческого духа. Как сказал Сайид Хусейн Наср, известный американский учёный иранского происхождения, «дух всегда сохраняет память об изначальном доме, о родине, и все усилия человека достичь совершенства, даже ограниченные миром материи, имеют корни в этом воспоминании. В том, другом мире человеческий дух был вечным слушателем и участником непрекращающегося концерта, чья красота и гармония насыщали его. С помощью традиционной музыки дух, живущий в темнице тела, вновь вспоминает о мире, где жил первоначально».

                                      

Кейван Сакет Родился в Машхаде. Первые уроки музыки получал сначала у дяди, а потом, некоторое время, у Хамида   Мотебассема. В качестве инструменталиста он в 1989—1996 годах сотрудничал с группой «Ареф». В 1995 году Кейван Сакет создал собственную группу «Вазири», названную по имени выдающегося музыканта, непревзойдённого исполнителя на таре и крупного музыкально-общественного деятеля Ирана Али-Наги Вазири (1887-1979). Считая себя последователем Вазири в области музыкального стиля, Кейван Сакет вместе со своей группой исполнили многие работы этого уникального виртуоза. 

Музыку Кейвана Сакета характеризует красота мелодий, обострённое внимание к каждому звуку и фантастическая техника. Как в сольном, так и в ансамблевом вариантах музыка Сакета всегда поражает публику свежестью и неординарностью звучания. Мастер работает в разных направлениях: он возрождает из забвения работы великих музыкантов прошлого и, наряду с этим, не отказывается от разного рода экспериментов, в том числе, следуя традиции Вазири, переосмысливая музыку европейских классиков.

Кейван Сакет принимал участие в качестве автора музыки, исполнителя на таре и руководителя группы, представлявшей в рамках проекта «Потомки Арктиды» программу "Радость Свободы" в Москве, 30 марта 2011 года.

 

Хосейн Нуршарг  С детства обучался искусству аваза у своего отца, знатока иранского классического репертуара Эбрахима Мохамеда, который, в свою очередь, приобрёл своё мастерство под руководством поэта и мастера аваза, религиозного деятеля Али Асгара Весала (как поэт, он известен также под именем Махджур Дэхагани). 

Среди своих учителей певец отмечает также своего брата Масуда (тар и теория музыки) и известного исфаханского мастера Малека Масуди (ученика великого певца Таджа Эсфахани), под руководством которого он освоил всю систему вокального радифа (полного репертуара типовых мелодий). Отдельные уроки были получены у Шаха Замани (также ученика Таджа Эсфахани) и Разави Сарвестани (знаменитый мастер тегеранского аваза). 

Хосейн Нуршарг выступал с различными ансамблями в Иране и России, в том числе, с группой Остада Маджида Дэрахшани (Московская консерватория, декабрь 2008; Тон-студия киноконцерна Мосфильм, октябрь 2009, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, октябрь 2009), с ансамблем «Солх» в Большом зале Московской консерватории  (май 2009).  С осени 2009 г. певец сотрудничает с самым ярким коллективом, представляющим исфаханскую классическую традицию – ансамблем «Фераг».

 В 2009-2010 годах Хосейном Нуршаргом и ансамблем «Фераг» были подготовлены уникальные концертные программы, с большим успехом показанные в лучших залах Москвы (Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Дворце на Яузе).

Хосейн Нуршарг – один из авторов проекта «Потомки Арктиды». В интересах наиболее эффективной реализации этого проекта в январе 2011 года певец создал творческую группу «Караван», которая в апреле 2011 года провела цикл концертов иранской классической музыки в Японии.

Киноконцерном «Мосфильм» выпущено два аудио издания Хосейна Нуршарга:

-          CD “BEDAHE NAVA—ESFAHAN”, Iranian Classical Music (Hosein Nourshargh – voice, Majid Derakhshani – tar, Shahriar Famil Nazari – daf, tombak, dayere), Moscow, 2009;

-          Doble CD “SARZAMIN-E MAN”, Iranian classical music, Volume 1. SARZAMIN-E MAN, Volume 2. ASUDE BEKHAB (Hosein Nourshargh & Feragh Ensemble), Moscow, 2010