Исламская экономическая модель и российская специфика ее развития

Хабутдинов А. Ю. (Фонд Марджани, Москва; Российская академия правосудия, Казань) Вакфы в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (1788-1917)

Ахмедов А. Ш. (Университет Брунеля, Лондон) Закятное право как правовая дисциплина, преподаваемая в университете: Проблемы преподавания в условиях России

ас-Сиддик Талха Мухаммед Р. (Международный университет Хартума, Хартум) Исламский банкинг: опыт Судана.

Ярлыкапов А. А. (ИЭА РАН, Москва) Закят на Северном Кавказе: советские годы и современность.

 

Описание секции

Исламская экономика в России в последнее время привлекает к себе внимание не только исследователей, но и представителей бизнес-сообщества. Примечательно, что данный интерес проявляется, в том числе, и со стороны немусульман.

Для одних исламская экономическая модель – это шанс привить обществу этические стандарты ведения предпринимательской деятельности, для других – единственный отвечающий их религиозным взглядам способ хозяйствования, для третьих - возможность приобрести новых клиентов и расширить возможности собственного бизнеса за счет занятия свободной ниши на рынке.

При обсуждении исламской экономики на разных площадках в современной России обсуждаются преимущественно вопросы исламского банковского дела, ценных бумаг, страхования (такафула). Вне поля зрения участников дискуссий зачастую остаются такие институты исламской экономики как закят и вакфы, которые, в отличие от исламских банков, были хорошо известны российским мусульманам на протяжении столетий.

В советское время культура исламской благотворительности была фактически утрачена. Исламское возрождение в России, начавшееся в конце 1980-х гг., вопреки ожиданиям не привело к развитию институтов исламской благотворительности в стране. Нередко под названиями закята и вакфа скрываются не имеющие ничего общего с ними институты и структуры. Так, например, на Северном Кавказе закят стал ассоциироваться с поборами на «цели ислама», добываемыми незаконными методами полукриминальными и криминальными организациями. В других регионах России местные мусульманские религиозные организации нередко называют закятом все благотворительные взносы, поступающие в их пользу. И это притом, что закят является одним из столпов ислама, и механизм его сбора и распределения четко регламентирован. Не лучше обстоит дело и с вакфами.

В ходе дискуссии участники секции попытаются найти ответы на вопросы: Каковы границы развития исламской экономики? Является ли исламская экономика альтернативой существующей системе мирохозяйственных связей? Каково место таких институтов исламской благотворительности, как вакф и закят, в современной России? Можно ли судить по ситуации с закятом и вакфами о перспективах исламской экономики? Насколько отсутствие элементарных понятий об этике бизнеса в России является препятствием для развития исламской экономической модели и ее отдельны институтов? 

Модератор секции: Р.И. Беккин (Фонд Марджани, Институт Африки РАН, Москва)