Абдо Мухаммад (Университет Мухаммеда V, Рабат) Два разных вгляда на практику суфийских тарикатов в Марокко.
Абд ар-Рахман Мухаммад Н. (Универстите Айн Шамс) Индуизм и его роль в формировании системы мусульманского мистицизма.
Абдулкаримов С. А. (Москва) Суфизм в культуре телесных практик мусульман: история и современность.
Алиева Зохра (Институт Философии, Социологии и Права, Баку) Суфизм у Насими
Амаша Ашраф А. М. (аль-Азхар, Думьят) Тасаввуф в мусульманском мире: теория и практика.
Аверьянов Ю. А. (ИВ РАН, Москва) «Чудесный человек» и «человек Божий» в традиционной культуре
Башарин П. В. (РГГУ, Москва) Экзегеза коранического выражения qaba qawsayn в мусульманской мистической традиции.
Бутшиш Ибрахим К. (Университет им. Мулай Исмаила, Мекнес) Васатыййа в магрибском суфизме.
Васильцов К.С. (МАЭ РАН "Кунсткамера", Санкт-Петербург) О суфийской поэзии Афзал ад-дина Муxаммада Кашани
Гасымова Аида Шахлар (Бакинский государственный университет, Баку) Кораническая символика и употребление лексики, обозначающей лицо или части лица, в классической азербайджано-турецкой суфийской поэзии.
Гюзель Абдуррахман (Башкентский университет, Анкара) Происхрждение тюркской суфийской литературы и ее основные представители в Средней Азии.
Закер Мохаммад Р., Дарвиши Фарангис (Свободный исламский университет, Казерун) Концепт аскетизма в мусульманском мистицизме: на основании письменных источников.
Нашшат Мустафа (Уджда, Марокко) тема уточняется.
Нехорошева О. А. (РУДН, Москва) Анализ суфийских терминов на основе трактата ал-Кушайри «Послание о суфийской науке».
Озве-Аминян Негяр (Иран) Критический книги «Читая мистическую поэзию» Ф. Кешаварз.
Омархали Х. Р. (Университет Георга-Августа, Гёттинген) Диахронический пдход к йезидским космогоническим мифам.
Победоносцева А. О. (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург) Роль курдских суфийских тарикатов на политической арене в XIXв.
Раиси Фариба (Свободный исламский университет, Марвдашт) Основа эстетики в гностической литературе
Сафиуллина - Аль Анси Р. Р. (Институт Истории им. Марджани АН РТ, Казань) Издания сочинений суфийского содержания у татар в конце XIX - начале XX века как важный источник по изучению истории суфизма у мусульман России
Суфизаде Ш. З. (Институт востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан, Душанбе) Формирование смыслов в суфийском поэтическом тексте.
Хамзобайева С. (Музей истории Азербаджана, Баку) Суфизм и религиозная секта Ахл-и Хакк
Хабибур Рахман Мухаммад (Бангладешский Открытый университет, Дакка) Суфизм в Бангладеш.
Хайрбек Бушра А. (Дамасский университет) Суфийская община в странах Шама в 12 веке х./ 18 веке.
Хеншелави Заим (Министерство Культуры, Алжир) Фетва в суфизме: между личным достоинством и способностью признать другого.
Хисматуллин А. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) 1000 последовательных жизней и Междумирие (барзах) в религии Ахли-и Хакк
Шихалиев Шамиль Шихалиевич (ИИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала) «Табакат ал-хваджаган ан-накшбандиййа» Шу‘айба ал-Багини как памятник агиографического жанра.
Эльчибеков К. (Институт Востоковедения АН Республики Таджикистан) Коллекция суфийских рукописей Института востоковедения и письменного наследия АН Таджикистана.
Описание секции
Мусульманский мистицизм представляет собой комплексное явление. Несмотря на распространенное мнение, этот термин включает в себя не только суфизм, но также элементы мистицизма и мистические аспекты шиизма, исмаилизма, хуруфизма и др. течений.
Изучение мистических аспектов любой культуры обнаруживает два ключевых составляющих – теорию, как фундамент, и практику, как воплощение установленных правил. Обычно оба эти компонента рассматриваются отдельно друг от друга. Однако комплексный подход к этой проблеме дает возможность увидеть любое явление в мистицизме как единое целое. Например, история суфийских тарикатов покоится на таком синтезе.
При изучении источников по мистицизму обнаруживается разница взаимодействия между научным теоретическим обоснованием и практиками. Любое теоретическое утверждение в мистицизме предполагает практическое измерение. Но в связи с этим, главная проблема мистиков заключалась в попытке вербально передать то, что лежало в плоскости невыразимого (т.е. экстатические речения). Таким образом свод практических положений ведет мистика от земного закона к Божественной реальности, т.е к самому Богу.
В рамках данной секции планируется сосредоточить внимание на проблемах изучения письменных источников (в т.ч. рукописей, остающихся не опубликованными) от эпохи классического ислама до наших дней, т.е. теоретических научных трактатов и изящной мистической литературы.
Также планируется рассмотреть теоретические доктрины и философские идеи, различные мистические практики, историческое происхождение и развитие различных мистических течений, их связи между собой и контакты с немусульманской средой (особенно, с другими мистическими традициями).
Особое внимание уделяется проблеме различия между генетически связанными явлениями и мистическими практиками схожими типологически.
Модератор секции: П.В. Башарин (Российский государственный гуманитарный университет; Фонд Марджани, Москва, Россия)