Выставка "Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века"

Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Республики Башкортостан
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова

представляют выставку

«Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века»

С 25 июня по 1 октября в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова пройдет выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века». Этот масштабный проект осуществлен Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова при участии Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусств народов Востока, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани (Москва).
Выбор Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова в качестве места экспонирования неслучаен. 8-10 июля 2015 года в Уфе пройдут два крупных международных мероприятия – саммиты БРИКС ШОС, в которых примут участие представители ряда крупнейших стран Востока. Данная тематическая направленность выставки будет способствовать культурному сближению и взаимопониманию народов. Жителям Башкортостана близка культура и эстетика Востока, которая находит отражение в произведениях мастеров изобразительного искусства республики. Тем более интересно, что настоящая экспозиция открывает для них и местных зрителей новые ракурсы в отображении темы Востока, забытые имена и стилистическое многообразие. 
В экспозиции представлены живописные и графические работы двух десятков художников от 1910-х до 1940-х годов. 27 апреля 1904 года в Саратове открылась выставка «Алая Роза» - первое групповое выступление русских художников-символистов «второй волны», с которого началась история легендарного объединения «Голубая Роза», навсегда вошедшего в историю отечественного искусства. Организаторы того модернистского демарша, Павел Кузнецов и Петр Уткин, чьи биографии непосредственно связаны с Саратовом, а также участник «Алой Розы» Мартирос Сарьян стали фактически главными героями нынешнего проекта: их работы открывают экспозицию. 
Правда, это более поздние вещи – экзотику Средней Азии «младосимволисты» откроют для себя только лет через пять после скандального саратовского вернисажа, когда мода на восточную тематику станет уже общим местом в европейском искусстве. Но если Матисс или ван Донген искали вдохновения в Тунисе или Марокко, то русские художественные революционеры устремлялись в заволжские татарские степи, скифский Крым и далее на юго-восток. Поэтичные «голуборозовцы» - лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства. Основные этапы этого почти полувекового путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, вместе с тем, стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную отзывчивость на требования времени.
Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века – мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества «Бубновый валет» Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому – мечети и старые ханские дворцы. Ну а если кто и доезжал до «Самаркандии», то яркий солнечный свет, оплощающий предметы и фигуры, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шах-и-Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными. Особенно это заметно в 1920-1930-е годы, когда творческая командировка в Ташкент или Бухару из Москвы с набирающим там силу соцреализмом превращалась в фактическую эмиграцию, однако дававшую возможность жить и творить.
В конце 1920-х Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы», «самый удивительный художник Узбекистана», как называли его друзья, соединивший радикальный авангард и традиционные формы, создает экспериментальное объединение «Мастера Нового Востока». В начале 30-х – «бригаду Волкова» пополняют примитивист Николай Карахан, фресковой мощью своих полотен напоминающий Диего Риверу, и визионер Урал Тансыкбаев (по легенде, тот, уже в старости ставший главой Союза художников Узбекистана, умер от инфаркта, увидев свои ранние полотна). В 1930-е создает свой «Библейский цикл» уроженец Витебска Рувим Мазель, перенося на туркменскую землю сюжеты Священного 
писания. Пародирует картины на «производственную тему», создавая космогонические аллегории, Павел Щеголев. Так рождалось уникальное явление, которое теперь искусствоведы называют «туркестанским авангардом». 
Но Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков кажется немецким экспрессионистом.
Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними – нынешняя выставка.

Выставку сопровождает каталог  "Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века" http://www.mardjani.com/…/obraz-vostoka-v-russkom-iskusstve… 
Издательский дом Марджани
2015 г. 124 стр.
ISBN 978-5-903715-89-3
тираж 400 экз.