25 марта 2013 г. в 19.30 в Доме Кукера состоится встреча с автором журнала «Чётки» Назимом Надировым, который приоткроет завесу над тем недосказанным, что осталось неприметной «фигурой умолчания» в тексте книги «Гокка и курдский велосипед»

Об авторе: Назим Надиров родился в 1961 году в Южном Казахстане в семье сосланных курда и карачаевки. Окончил филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, защитил диссертацию по истории иранских языков. Тысячам россиян известен как Арбакеш, радиопрограмма которого удостоена Национальной премии А.Попова (2000) и отмечена УВКБ ООН как самый гуманный в РФ проект по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам. Автор международных музыкальных проектов Дивы Евразии, ЭтноТроника, ГаSTARбайтер фест. Пишет эссе для различных изданий, снимается в кино. Клубному сообществу известен как ди-джей доктор Этно.

ДИДЖИХАРТ НАЗИМА НАДИРОВА

Отталкиваясь от приглянувшегося  зрителю моноспектакля «Курдские велосипеды», Назим Надиров решил обратиться к своему востоковедческому прошлому и соединить в своем новом проекте три своих страсти: Восток, Слово и Музыку.

Можно с уверенностью сказать, что именно музыка, постоянно звучащая в душе Назима, подвела его  к написанию книги «Гокка  и курдский велосипед». В четкие формы добротного русского языка он облек годами выношенные, прочувствованные смыслы, в словах материализовался и оформился эмоциональный отклик на важные пережитые события жизни.

По форме это незамысловатые рассказы Арбакеша, возничего Арбы. Следуя фольклорной традиции восточных народов, Арбакеш строит текст как цепочку самостоятельных притч (сам автор называет их «байками»), связанных в цикл личностью повествователя и особенностями его мировидения. Арбакеш, опираясь на множество мелких, точно подмеченных деталей, рельефно живописует структуру и особенности взаимоотношений в семье и обществе, отличия бытового уклада той специфической среды своего курдско-карачаевского детства на задворках советской империи. 

25 марта 2013 года в Доме Кукера Назим Надиров приоткроет завесу над тем недосказанным, что, согласно восточному этикету, осталось неприметной «фигурой умолчания» в тексте книги «Гокка и курдский велосипед». 

Майя Бабичева (журнал «Библиополе», № 3/2012): «Фактически, произведения Надирова продолжают то культурное мессианство, которым он занимался в музыке. Его байки знакомят читателя с экзотическим и неведомым большинству россиян миром.
Мозаичность прозы Надирова бесспорна. Мозаика эта выложена затейливым восточным орнаментом из драгоценных камней – точных этнографических зарисовок, тонких наблюдений, глубоких размышлений и мудрых обобщений. Благодаря этому созданная картина буквально сияет, переливаясь всеми цветами радуги, согревая душу, помогая разделить главный посыл автора – о глубинной взаимосвязи всего сущего во Вселенной».

Писатель Алан Черчесов о книге «Гокка и курдский велосипед»: «Тонко, душевно, тепло. Так и должна быть записана память, которой нельзя умереть».

Мария Яновская: «Почему жизнь и воспоминания Назима Надирова достойны того, чтобы о них узнали все? Ну, прежде всего, он хорошо рассказывает и многое помнит. Сын высланных в Казахстан курда и карачаевки, Надиров знает то ли двенадцать, то ли шестнадцать языков – сам сбивается, когда начинает считать, - защитил кандидатскую диссертацию в двадцать шесть лет и стал лучшим в России специалистом по этнической музыке. Он продюсер, музыкальный критик, ди-джей и радиоведущий. Жанр своих вечеров  Надиров определил как диджихарт - странное название для жанра, в котором слышится и «ди-джей», и «джихад», и «DjHard».

Запас историй Арбакеша  неиссякаем также, как запас корневой музыки доктора Этно. В этот вечер обе ипостаси Назима Надирова соединятся: рассказчик  будет одновременно и рассказчиком, и ди-джеем.

Расскажет ли он о последней  поездке в Южный  Казахстан и о записи казахской средневековой музыки, обладающей целебным эффектом? Или о том, как недавно в Киргизии стал свидетелем  разговора шейха с джиннами? Как получилось, что курд стал издателем крупнейшего эпоса мира, киргизского «Манаса»? А, может,  Арбакеш расскажет о мечети своего прадедушки Хаджи Надира, находящейся невдалеке от места, где недавно  обнаружили обломки Ноева Ковчега?

Как Арбакешу удалось получить благословение цыганских баронов  на издание альбома «Барэ Дрома»? Какие тайны вуду поведала ему гаитянская маркиза Марлен Дорсена? В чем секрет жрицы Ошо? Что связывает его маму Гокку, карачаевскую княжну, с родом Тарковских?! Или вдруг ему захочется перевести и прокомментировать фрагмент малоизвестного древнеперсидского текста?

Что именно будет происходить в этот вечер никто не может сказать наверняка, даже сам сказитель мегаполиса Назим «Арбакеш» Надиров.

Ибо как можно предугадать результат  вербального этно-джаза  в исполнении человека, который сам есть результат непростого эксперимента Бога?

«Есть на свете люди-перекрестки, в которых сходятся быль и небыль, случайность и закономерность, сплавляются культуры и народности. Они – результат сложного эксперимента Бога, задумавшего соединить несоединимое и получить непредсказуемый результат» (Елена Карпова)

Слово и Музыка  – Назим Надиров

Начало в 19.30 в Доме Кукера по адресу: Москва, Лубянский проезд, 25 (ст. метро «Китай-город»)

http://msk.jao-da.ru/

Вход – 300 рублей (во входной билет входит журнал «Четки» с новеллами Назима «Арбакеша» Надирова и  альбом этнической музыки)