19 февраля 2013 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие выставки раритетов из собрания Фонда Марджани «Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего».

Прекрасным эпиграфом к открытию выставки стало выступление группы «Шамс», объединившей в своём выступлении древние музыкально-поэтические традиции Востока и современную музыкальную культуру Запада. Исполненные песни позволили посетителям выставки настроиться на определённую тональность её восприятия.

В церемонии открытия приняли участие директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Наталья Юрьевна Самойленко, первый заместитель председателя и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Ваисович Мухетдинов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Азербайджан Полад Бюльбюль-оглы, а также  Чрезвычайные и Полномочные послы других государств: Хашим Хасан Аль-Баш (Королевство Бахрейн), Зайнол Обидин Омар (Малайзия), Палестина Фаед Мустафа (Государство Палестина) и Риад Хаддад (Сирийская Арабская Республика) и другие официальные лица.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антонова приветствовала собравшихся высоких гостей и организаторов выставки – Фонд Марджани и его президента Р.Р. Сулейманова, – особо отметив, что коллекция Фонда является лучшей коллекцией исламского искусства в нашей стране и одной из лучших частных коллекций в мире, по мнению специалистов, участвовавших в подготовке выставки и ее каталога.

По мнению И.А. Антоновой, коллекция, представленная на выставке, уникальна. Она включает целый ряд памятников, которые никогда не экспонировались, а также предметы, которые снискали мировую известность и неоднократно демонстрировались в разных странах. Для выставки было отобрано 99 шедевров по числу имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина подробно представила экспонаты выставки, которая имеет трёхчастную композицию, что соответствует трём историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия; время Чингисидов; постмонгольский период.

 

Выступление директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой на открытии выставки "Классическое искусство исламского мира. Девяносто девять имён Всевышнего"

 

 

 

В первом разделе представлены редчайшие произведения коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, – представляющие наивысшие достижения эпохи. Небольшое количество экспонатов вполне компенсируется их эстетическим и историко-культурным значением. Неподдельный восторг посетителей выставки, например, вызвала уникальная чаша из Сирии, датированная концом X – началом XI века, декорированная золотой фольгой, которая находится между двух слоев прозрачного стекла.

Второй раздел выставки посвящен эпохе Чингисидов и представляет искусство ислама от Китая до степей Восточной Европы, так как искусство монгольской империи было единым на этой огромной территории.

И хотя монголы времён Чингисхана не были мусульманами, в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю, приняли ислам. В этой части выставки особо можно отметить женский головной убор «бокка», относящийся к погребальному комплексу замужней монгольской женщины Империи Юань конца XIII – начала XIV века.

Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Подлинным украшением этой части выставки стали редчайшие рукописи, в том числе миниатюры с интереснейшими изображениями сюжетов из Корана. Не меньший интерес представляют традиционные для мусульманского искусства этого периода текстильные изделия, снискавшие славу во всём мире.

 

Р.Р. Сулейманов приветствует собравшихся на открытии выставки

 

 

 

Все сотрудники музея, как отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина испытали глубокое волнение, эстетический восторг, потому что в форме и цвете предметов чувствуется особая изысканность, и потому каждый экспонат преподносится как драгоценность. И.А. Антонова выразила надежду, что этот восторг разделят и зрители выставки.

По мнению директора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Н.Ю. Самойленко, эта редчайшая выставка исламского искусства даёт уникальный шанс подняться от красоты земной к красоте сверхчувственной и приблизиться к миру небесному. «Очень приятно,  что в нашей стране есть люди, для которых собирание культурного наследия – дело их жизни. Потому что из личных коллекций формируется наследие страны», – справедливо заметила она.

Дамир хазрат Мухетдинов зачитал приветствие от  Председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина. В нем, в частности, сказано: «Считаю эту экспозицию значительным и очень важным событием в культурной жизни российской столицы и всего нашего государства. К сожалению, наши сограждане, в том числе и мусульмане по вероисповеданию, крайне мало знакомы с богатейшим культурным наследием мусульманских народов, несмотря на то, что история ислама в нашей стране насчитывает 13 веков. В этой связи невозможно переоценить вклад Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, который посредством организации художественных выставок, издательской и просветительской деятельности возрождает традиции взаимопроникновения и взаимообогащения культур, дружбы народов. Я выражаю глубокую признательность всем сотрудникам Фонда и лично его президенту Рустаму Раисовичу Сулейманову. Подчеркну, что деятельность Фонда Марджани имеет большую ценность и в смысле развития института меценатства, благотворительности, который является свидетельством зрелости, состоятельности общества».

 

Дамир хазрат Мухетдинов зачитывает приветствие от  Председателя Совета муфтиев России муфтия Равиля Гайнутдина

 

 

 

О впечатляющей научной работе, предшествовавшей созданию экспозиции, рассказала куратор выставки Г.В. Ласикова. Примечательно, что авторами статей каталога стали специалисты в области искусства ислама со всего мира, что было необходимым, так как выставка охватывает большой период времени. И благодаря проделанной работе каждый предмет представлен так, чтобы привлечь к себе отдельное внимание.  

 

Куратор выставки и составитель каталога «Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего» Галина Валерьевна Ласикова

 

 

 

Президент Фонда Марджани выразил благодарность Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и его руководству за возможность организации выставки, а также огромную благодарность всем участникам данного проекта, которых оказалось более 70-ти человек.  Выставка «Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего» – первая демонстрация части коллекции, насчитывающей в настоящее время несколько сотен произведений.

«История России, – отметил президент Фонда Марджани, – тесно сплетена с исламским миром. Достаточно вспомнить Волжскую Булгарию, Золотую Орду, время постордынских ханств – Казанского, Касимовского, Астраханского, Крымского, регионы Средней Азии и Кавказа. Таким образом исламская культура является неразрывной принадлежностью России. Подобной выставкой мы хотели бы приоткрыть завесу, рассказав о языке исламского мира.  Долгое время мусульманский Восток с точки зрения европейцев был некой прекрасной, но далекой экзотической сказкой. Повествование сказок «Тысячи и одной ночи», поэзия Хафиза, Руми, Рудаки, Фирдоуси, сказочные узоры и арабески – всё это создавало романтический флёр Востока».

Р.Р. Сулейманов выразил уверенность, что сила искусства способна преодолеть любые препятствия, чтобы сделать этот мир еще лучше и ярче:  «Если обратиться к сказкам “Тысячи и одной ночи”, то можно убедиться, что основная их идея заключается в том, что сила искусства способна победить саму смерть». Своё выступление президент Фонда Марджани завершил цитатой из цикла стихотворений «Подражание Корану» А.С. Пушкина, прадед которого по рождению носил имя Ибрагим: 

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Даёт земле древесну сень. 

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечём и мы ко свету,

И да падёт с очей туман.

С 28 февраля по четвергам в 19-00 для посетителей музея будут организованы лекции по культуре и искусству ислама. Специалисты познакомят слушателей с таинствами каллиграфии, исламской миниатюрой, символикой орнаментов и другими составляющими исламского искусства.

Выставка «Классическое искусство исламского мира. Девяносто девять имен Всевышнего» открыта для посетителей с 20 февраля по 26 мая 2013 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина по адресу: Москва, ул. Волхонка, дом 10.  Вход по билетам на выставку.