Баки Урманче. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство.

Государственная Третьяковская галерея

 

БАКИ УРМАНЧЕ

Живопись, графика, скульптура,

декоративно-прикладное искусство.

Выставка, посвященная 115-летию со дня рождения выдающегося татарского художника Баки Урманче, представляет зрителю более 120 произведений из собраний казанских и московских музеев и частных коллекций – Государственного музея искусства народов Востока, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Национального культурного центра «Казань», Фонда Марджани (Москва), Галеев-галереи (Москва).

Последние листья. 1974, ноябрь, Б., акв. 76х56 см

 

Баки Идрисович Урманче (1897-1990) – основоположник татарского изобразительного искусства, первый татарский художник столь масштабного дарования, живописец, график, скульптор, монументалист, театральный художник, сумевший внести неоценимый вклад в развитие основных видов изобразительного искусства Татарстана, во многом определивший становление татарского изобразительного искусства в 1920-е годы и его развитие во второй половине ХХ века. Творчество Б.И. Урманче – важная и неотъемлемая часть художественной культуры Москвы 1930-х годов, где он жил в 1934-1941, участвуя в крупнейших выставках того периода, в оформлении павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Сегодня Урманче по праву можно назвать художником международного масштаба – велик вклад Б.И. Урманче в развитие искусства и художественного образования Казахстана и Узбекистана, где он жил в 1940-1950-е годы, работая над живописными, графическими, скульптурными, монументально-декоративными произведениями.

 

Верблюды у Озера Балхаш. 1958. Бумага, акварель, карандаш. 31,8х44

 

Создавая в 1920-е годы новое для татарского народа искусство, базируясь на достижениях европейской художественной культуры, Урманче всегда оставался глубоко национальным художником, для которого понятие национального не ограничивалось выбором сюжета и темы, но обогащалось поисками общих для разных видов татарского искусства – декоративно-прикладного, каллиграфии – методов и приемов, возможностей их использования в живописи, графике, скульптуре, привнесения в структуру произведения традиционных принципов формообразования, колорита, ритма, мелодики, воплощения того, что называют национальным духом.


Ходжа Насретдин. 1976. Б., тушь, перо, кисть, акв. 42х30,5 см

 

Современному московскому зрителю творчество Баки Урманче знакомо по выставкам, представляющим искусство Татарстана, которые периодически проводятся в разных выставочных залах столицы, по монографическому залу художника в рамках проекта «Золотая карта России», когда в 2005 году Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан представлял в залах Государственной Третьяковской галереи свою коллекцию. Выставка 2012 года представляет новые грани таланта мастера, органично синтезировавшего в своем творчестве лучшие традиции искусства Востока и Запада.