РАСИМ БАБАЕВ. Москва – Казань – Санкт-Петербург

 РАСИМ БАБАЕВ

 Москва – Казань – Санкт-Петербург

24 ноября закрылась выставка произведений Расима Бабаева в Мраморном дворце Русского музея. Вереница персонажей, рожденных фантазией яркого и необычного азербайджанского мастера, пронеслась перед глазами зрителей Москвы, Казани и Санкт-Петербурга. Совместно с куратором проекта Марией Филатовой мы подвели итоги этого захватывающего путешествия.

Три центральных музея, три очень разных пространства. В каждом из них работы Расима воспринимались  по-новому, всякий раз поражая динамикой красок и образов.  

                                                                                  

23 октября 2013 года в московском музее Востока открылась выставка «Расим Бабаев. В поисках истины. Живопись. Графика». В самом центре Москвы, в камерных залах старого особняка мы долго трудились над экспозицией. Свои места на стенах заняли извлеченные из запасников музея обнаженная восточная красавица в пурпурных тонах и такой неофициальный Ветеран войны. А вместе с ними Беженцы, Дивы, Маски, Драконы. Помнится, как сложно было выбрать работы Расима на выставку. Ведь он писал так много и по-разному. До сих пор возникает мысль: как жаль, что не удалось показать и другие его работы: живопись, графику, ширмы. Большая часть из наследия Расима опубликована во внушительных размеров альбоме – результате трудов сыновей художника.

                      

Весной 2014-го выставка Расима Бабаева переехала в Казанский Кремль, в залы центра Эрмитаж-Казань.  Благодаря обширному пространству появилась возможность  показать работы, ранее не выставлявшиеся. В одном из залов собрались животные Расима, в другом разместились шумные Дивы. Ряд апшеронских женщин всех возрастов, с узелками и без, заняли терракотовый зал, а огромный тонконогий верблюд притягивал внимание зрителей сквозь анфиладу. 

                     

О каждой работе Расима, даже о небольшом наброске, можно написать целое исследование.  Историю нескольких произведений нам удалось рассказать в Казани в телепрограмме «Один день – один экспонат». Многое из сказанного – философские домыслы. Ведь правду знает только художник. Еще один замечательный сюжет, к сожалению, не вошел в программу: «Ночлег» – живописный холст 1989 года Расим посвятил своей матери. Ее звали Хейранса. Многие работы, на которых художник писал верблюдов, посвящены Хейрансе-ханум. Семья была богатая, просвещенная. Чтили традиции. В 1890-х годах совершили далекое путешествие – Хадж в Мекку. Девочке было 9 лет. Путешествие запомнилось ей на всю жизнь. В последствии Хейранса часто рассказывала своему сыну Расиму эту историю. Ею и навеяна работа «Ночлег». Верблюд, прекрасный в своем многоцветии, мягко опустился на землю. Он будто соткан из звезд и сам кажется созвездием в сказочном ночном небе. А на спине верблюда золотой шатер, в котором спит маленькая девочка, когда-то давно совершившая Хадж…

В октябре 2014 года караван верблюдов, Дивы и драконы, вся пестрая многоголосая толпа, созданная воображением  Расима, перекочевала в роскошные залы Мраморного дворца Русского музея в Санкт-Петербурге. Торжественно звучали речи Лейлы Алиевой и других высоких гостей, а блеск мрамора подчеркивал значимость происходящего. Кто-то из гостей заметил, что открытие слишком помпезное и Расим не дворцовый художник – очень активный, социальный. Но разве может художник, рожденный огненной апшеронской землей, быть другим…

                         

Во время подготовки экспозиции в Санкт-Петербурге мы вспоминали, с чего начиналась выставка. Год назад, обратившись в Русский музей с предложением привезти Расима, мы услышали ответ: «Знаем такого художника, его портрет кисти Виктора Попкова как раз сейчас отправляем на выставку в Лондон». И появилась мысль: наверное, сама судьба подтолкнула нас к этому предприятию. А работа Попкова «Художник» 1969 года прекрасно дополнила экспозицию. Она имеет еще одно, так подходящее Расиму название: «Человек, которого не боятся чайки». К событию в Русском музее был выпущен альбом, в который вошли почти все работы художника, показанные на выставке – небольшое, но очень памятное издание.

На каждом открытии выставки возникало ощущение, что сам Расим находится среди гостей – радостный, переживающий, принимающий поздравления. Часто звучал вопрос:  а где сам художник? Удивительным было ощущение его незримого присутствия среди ярких, динамичных работ, калейдоскопа образов и красок. Его присутствие было и в фильме, где Расим бредет в шуме моря, пересыпает в руках горсть горячего прибрежного песка, выходит в свой сад, где растут гранаты, чей терпкий сок так напоминает своим цветом его живую живопись.

От многих зрителей и художников, не имеющих отношения к искусству Азербайджана, мы слышали искреннее восхищение мастерством Расима. Он не написал ни одной заказной работы. Его творчество существовало параллельно официальной, строго намеченной линии. Но уже тогда, при жизни, его называли знаковым художником. Многие вспоминают 70-80-е, когда, придя в ЦДХ на очередную республиканскую выставку, видели его неофициальные работы. Вспоминают иллюстрации – живопись, ранние линогравюры с верблюдами, скалами, переплетенными фантастичными трубами нефтепровода, которые периодически появлялись в журналах  тех лет.

Творчество Расима незабываемо, оно не оставляет равнодушным, вызывая полный спектр эмоций  – восторг, удивление, порой откровенное неприятие. Мы скромно отводим взгляд от его Дивов  – нет, мы не такие, мы лучше – смелые, сильные, добрые… ленивые, жадные, трусливые. Совсем как они… Величественные и ужасные Дивы взмывают над городом, своей дикой неистовой пляской напоминая о суете нашей жизни. Парят в бесконечном пространстве разноцветные Дивы, дружески обнимают Адама и Еву и порой надменно смотрят на нас. Изрыгают пламя упругие драконы, дико хохочет красный осел. И улыбается с автопортрета художник-мудрец. Он никого не обличает, но, глядя на его работы, мы задумываемся. И хочется верить, что когда-нибудь вырвется из своих пут его прекрасная голубая лошадь.