Атта Забида М. (Хелуанский университет, Каир) Другой глазами мусульманина: о распространении ислама в Египте
Ахмедов А. Ш. (Университет Брунеля, Лондон) Проблемы датирования начала мусульманской государственности в свете исторических теорий
Бобоев Ф. Б. (АН Республики Таджикистан, Душанбе) Литературные жанры «нубувват» (пророческое движение) и «фатх» (откровение) в «Истории Табари»
Воронин С. А. (РУДН, Москва) Национализм и исламизм в глобальном мире. Общая задача и внутренние противоречия
Гадирова А. А. (Баку) Отношение к исламу в произведениях представителей азербайджанского романтизма
Кузахметов Р. К. (Оренбургский государственный университет, Оренбург) Шатрандж в истории духовной культуры мусульманского мира: истоки и генезис
Коркусуз Рефик (Университет Диджле, Турция) Концепция прав человека и проблемы ее применения в мусульманском мире
Примаков Д. Я. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Причины роста исламизации на Ближнем Востоке
Стоянов Юрий (Лондонский университет, Лондон) Христианское происхождение у османских бекташизма и алевизма?
ِФилиппов А. А. (Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск) Политические идеи Мишеля Афляка в формировании сирийской политической системы
Шахов А. С. (ИСАА при МГУ им. М. Ю. Ломоносова) Генезис мелодраматического жанра в кино Египта: исламский фактор.
Шукуров Р. М. (МГУ, Москва) Гаремное христианство: византийская индентичность царевичей Сельджукидов.
Описание секции
В секции планируется обсудить проблемы историографического и теоретического подходов к изучению исторического развития стран мусульманского мира в Доколониальную эпоху.Несмотря на то, что история разных мусульманских культур представляется нам изученной, с точки зрения проблематики она крайне дискуссионна и постоянно реинтерпретируется.
С одной стороны, академические дискуссии, которые варьируются между позитивизмом, пост-модернизмом и разными междисциплинарными подходами, а также социальный и национальный дискурс как в мусульманских, так и немусульманских сообществах заставляют ученых пересматривать круг проблем, и соответственно подход и методы их решения. Круг чисто исторических вопросов, как например, вопросы изучения раннеисламских теологических споров в настоящее время подвергаются пересмотру исходя из современного политического дискурса.
С другой стороны, научное сообщество само нуждается в преодолении барьеров в междисциплинарном диалоге, чтобы выработать язык для научного описания, понятный специалистам разных областей, изучающих классический ислам – историкам, филологам, антропологам, археологам, искусствоведам, религиоведам, философам и т.д.
Модераторы: Андрей Витальевич Коротаев (Российский государственный гуманитарный университет, Москва); Патрисия Кроун (проф., Институт высших исследований, Принсетон)