Культ святых и святые объекты в мифоритуальной традиции ислама

Аверьянов Ю. А. (ИВ РАН, Москва) Культ святых и места поклонения у народности тахтаджи (Малая Азия).

Алексеев А. К. (СПбГУ, Санкт-Петербург) Новые черты в практике паломничества и изменение инфраструктуры мазаров на примере Таджикистана и Узбекистана

Атаджанова Д.Ш. (Институт Истории АН Республики Узбекистан, Ташкент) Профессинальные культы в ремесленных уставах "рисаля" Средней Азии и Ирана

Белич И. В. (Институт проблем освоения Севера СО РАН, г. Тюмень) О некоторых аспектах изучения астана сибирских татар

Бубнова А. Р. (Институт географии РАН, Москва) Святые места поклонения татар-мишарей пьянской этноконтактной зоны среднего Поволжья

Васильцов К. С. (МАЭ  «Кунсткамера» РАН, Санкт-Петербург) Остоны Западного Памира: малоизвестный источник из фонда И.И. Зарубина

Виноградова С. П., Додыхудоева Л. Р.  (Институт языкознания РАН, Москва) Сакральное в структуре (этно-конфессиональной) идентичности

Додыхудоева Л. Р. (Институт языкознания РАН, Москва) Формирование сакрального ландшафта: Святые места и сакральные объекты в традиционной этнолингвистической картине мира народов Западного Памира

Мухамедов  Ш.Б., (Институт истории АН Республики Узбекистан, Ташкент) Родина  Золушки  не  Франция,  или  почему женщины  Бухары  чтят  память  святой  « Биби   Сешанбе».

Рахимов Р. Р. (МАЭ  «Кунсткамера» РАН, Санкт-Петербург) В лабиринтах узорах свадебной вышивки таджиков

Стасевич И. В. (МАЭ  «Кунсткамера» РАН, Санкт-Петербург) Представление о династическом даре в культуре казахов (в контексте традиции почитания памяти святых предков)

Терлецкий Н. С. (МАЭ  «Кунсткамера» РАН, Санкт-Петербург) Некоторые примеры почитания деревьев на местах паломничества долины р. Зеравшан.

Юсупова М. А. (Иститут искусствознания Академии Наук Узбекистана, Ташкент) Суфийские обители Узбекистана (этапы развития и особенности архитектуры)

 

Описание секции

В основании круга вопросов, подлежащих обсуждению - культ святых и святые объекты в мифоритуальной традиции народов мусульманского мира. В концептуальном плане понятие культ святых подразумевает почитание не только  хазрат’ов  прошлых веков на огромных просторах мусульманского мира и архитектурно оформленных мазар’ов (мест паломничества и поклонения),  которые с ними ассоциируются. Оно включает и взгляд на великое множество других объектов, наделенных статусом сакральности в разных историко-культурных традициях. К ним, в первую очередь, относится очаг семейного огня.  Но достоянием музейных (или рукописных) собраний становятся различные семейные реликвии, хранимые живыми современниками как память о священном прошлом семьи или группы (семейно-родственной, общинной). Это, например, ковры, вышивки, комплект или отдельные элементы костюма, украшения, головные уборы/покрывалы (казахское саукеле, центральноазиатские фаранджи, различные формы хиджаб’ов), халаты, пояса, оружие, чётки, светильники, книги и т.п. Смысл обращения к названным сакральным объектам в том, чтобы, наряду с  функциональными особенностями, подвергнуть исследованию и потаенные символические значения памятников под углом зрения раскрытия проявлений религиозно-мировоззренческих представлений создателей соответствующей культуры.     

            В контексте собственно ритуальных объектов (мазаров) особый интерес представляет включение в контекст устные и книжные нарративные повествования о суфийских пир’ах прошлых веков. Кажется, весьма результативными могут оказаться поиски в направлении форм затворничества, практиковавших cтарцами, а также обладание ими дара прозорливости и совершения разнообразных святых чудес (чудотворений), обозначаемых терминами карама и барака (представляется, что в этом ключе можно рассматривать и деятельность возможных подвижников нашей современности). Данный аспект мифоритуальной традиции может быть подвергнут анализу преимущественно в контексте разговора об эпонимах мест паломничества и поклонения. Этот вопрос привлекает к себе внимание в силу того, что дает определенный ключ к пониманию мотивов эпонимизации ритуальных объектов. 

Обращение к паломнической практике как к самостоятельной области в религиозной жизни мусульман обязывает акцентировать внимание, в первую очередь, на категориях священных мест – мазаров шейхов, «мест стопы» хазратов (кадамджой) и остон/астан’ов. Интерес представляет как описание архитектурного облика святых мест (склепов, мавзолеев, помещений чиллахона для 40-дневных богопоминаний, шестов-туг’ов и проч.), так и практика совершения паломниками соответствующих ритуальных действий (чтение молитв, совершение таваф’а – круговых обходов  вокруг почитаемого объекта, устройство жертвенных угощений и других церемониальных действий). Аспект данной проблематики - рассмотрение мазаров под углом зрения предписаний о днях ритуального посещения и целей, ради которых верующие совершают паломничества к святым местам.

            Часто мазары  мусульманских хазратов (ходжей, шейхов) представляют собой сложный комплекс разнородных объектов. Бывает, что, помимо склепов или, нередко, гробниц, в большей степени определяющих облик городов, святые места включают камни, деревья, родники, не говоря уже о таких изолированных природных объектах паломничества, как горные скалы и пещеры, очевидно, являющие собой наследие доисламских образов, символов и ритуалов. Подобная особенность, характерная для святых мест, ориентирует на осмысление подоплеки почтительного отношения к соответствующим природным объектам. Совершенно ясно, что ни камни, ни деревья, ни родники сами по себе не могут быть священными. Эти объекты наделяются статусом священности, если они что-либо символизируют. К примеру, каковы образные восприятия почитаемого родника, дерева, горной скалы и проч. Таким образом, возникает необходимость в раскрытии увлекательнейшего вопроса о символических значениях природных ритуальных объектов. На этой основе можно лучше и полнее понять смысл паломничества и поклонения к святому объекту. Перспективность такого подхода еще и в том, что позволяет почувствовать, что мазары, которые ассоциируются с культом хазратов, во многих своих проявлениях, отражают сущность профетического учения ислама не отказаться от прежних (доисламских) ценностей, а интегрирования их в свою систему. 

Тематика секции ориентирует исследовательское внимание также на анализ  места и роли почитаемых объектов (деревьев и источников и др.) в этнотерапевтической (целительной) практике. При рассмотрении вопроса о культе святых и сакрализации объектов в изучаемой мифоритуальной традиции целесообразным кажется и акцент на ритуальных действах, выполняемых мужчинами и женщинами в отдельности. Данный вопрос связан с выявлением черт выраженности собственно маскулинных и собственно феминных объектов культа. Интересный аспект паломнической практики - особенности отношения к ритуальным объектам в меняющихся условиях, в частности, нашего времени. Это и разговор о мазарах в условиях рыночных отношений.

Модераторы Р. Р. Рахимов (МАЭ им. Петра Великого РАН [Кунсткамера], Санкт-Петербург) и Н. С. Терлецкий (МАЭ им. Петра Великого РАН [Кунсткамера], Санкт-Петербург, Россия).