Pax Islamica 2 (5)/ 2010

Данный номер посвящен феномену власти в мусульманских сообществах. На протяжении четырнадцати веков в мусульманских государствах вырабатывались и осуществлялись на практике различные концепции власти. Особым случаем являются общины правоверных, оказавшиеся на территориях,  управляемых немусульманскими режимами. Здесь могут рассматриваться как случаи включения территорий государств Дар уль-Ислам в состав преимущественно христианских государств, так и появления общин мусульман-переселенцев на новых для них территориях.

 

В каждом конкретном случае зачастую вырабатывалась своя собственная модель  власти и выстраивались концепции разделения полномочий между мусульманской общиной и светской властью на общегосударственном и региональном уровнях.

В статье И.Л. Алексеева «Khalīfat Allāh — Халиф [волею] Бога» анализируется  проблема религиозной легитимации верховной политической власти в халифате в период правления ранних Омеййадов в VII в. Автор показывает важность исламской аргументации для обеспечения стабильности власти династии в государстве. А.Р. Шихсаидов и Ш.Ш. Шихалиев в статье «Арабский период исламизации Дагестана (VII-IX вв.)» изучают процесс распространения религии в этом регионе в период раннего средневековья. При этом власть халифата устанавливалась как мирным, так и военным путем.

А.Ю. Хабутдинов в статье «Три формы автономии мусульман Волго-Уральского региона: религиозная, национально-культурная, территориальная (конец XVIII – начало XXI вв.)» концентрирует внимание на концепциях и моделях власти среди мусульман региона от эпохи Екатерины II до современности. П.С. Шаблей в статье «Социальный облик мусульманских служащих в казахской степи (конец XVIII – середина XIX в.)» рассматривает период вхождения казахов в округ ОМДС. Становится очевидной многофакторность  характера взаимоотношений между различными акторами имперской власти в Степи, включая чиновников, указных мулл ОМДС и казахский нобилитет.

В.О. Бобровников, А.Р. Наврузов, Ш.Ш. Шихалиев в своей статье «Исламское образование в Дагестане с «Перестройки» до наших дней» анализируют роль институтов образования на республиканском, районном и местном уровнях. В них произошло слияние элементов советской общеобразовательной и высшей школы с традиционным курсом дисциплин и методик обучения дагестанского медресе. Поэтому будущее исламского образования в республике может определяться соединением элементов светской и религиозной школы, борьбой местных, общероссийских и зарубежных влияний. И.В. Белич, А.К. Бустанов в статье «Заметки о суфийских традициях в Западной Сибири» показывают важность влияния тарикатов в распространении и сохранении исламских традиций в регионе.

 

А.Р. Аюпова в статье «Мусульмане Великобритании: динамика численности и трансформация общины» приходит к выводу, что от умма Соединенного королевства прошла путь от организации  временных поселений и попыток банального выживания до появления крупной общины со своими институтами и выстроенной иерархией социальных отношений

Вместе с тем, не все статьи номера посвящены его основной теме. А. Джумаев в статье «Традиция ашуро у иранцев Бухары: источники и историко-культурный контекст» рассматривает эволюция этого ритуала от средневековья до современности. Ю.А.Аверьянов в статье «Жанр вилайет-наме в османской суфийской литературе и его герой на примере «Вилайет-наме-и Хаджи Бекташ-и Вели»» сконцентрировался на суфийской историографии периода покорения монголами Средней Азии и Ближнего Востока в XIII в. А. Г. Юрченко в статье  «Оплакивание джиннов: суеверие или ритуальные практики выхода из трудных ситуаций?» указывает, что данный ритуал выполнял глубоко терапевтическую функцию, снимая напряжение в ожидании катастроф и восстанавливая хрупкий баланс между духовным и телесным мирами.