Ислам в Золотой Орде и Джучидских государствах: источники и интерпретации

Аникеева Т. А. (ИВ РАН, Москва), Эпический фольклор как источник по истории ислама и Золотой Орды.

Бустанов А. К. (Амстердамский университет, Амстердам) Тайбугиды, Кучум и среднеазиатские улемы в сакральных текстах сибирских мусульман.

Гатин М. С. (Казанский Приволжский (федеральный) универститет, Казань) Золотоордынский ислам в трудах Бертольда Шпулера.

Гончаров Е.Ю. (ИВ РАН, Москва) Ислам и власть в золотоордынском монетном чекане.

Горелик М.В. (ИВ РАН, Москва) Мусульманский папа на православном престоле ("От папской тиары к казанской короне")

Давлетшин Г.М. (д.и.н., Казань, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет) О мазхабах в Золотой Орде.

Добрович Михай (Будапешт, АН Венгрии) The genealogy of the Jingisids in Islamic historiography

Доде З.В. (д.и.н., Ставрополь, Государственный университет. Кафедра культурологии) Светские образы в исламском пространстве средневекового Зирихгерана.

Евглевский А.В. (Донецкий национальный университет) Языческо-мусульманский погребальный обряд кочевников Золотой Орды:  Проблема определения основной веры.

Зайцев И.В. (Фонд Марджани, ИВ РАН) Хадж из Золотой Орды и Крымского ханства.

Ибрагимова А. М. (Бахчисарайский историко-культурный заповедник, Крым) Тюрбе Хаджи Герая в Салачике

Измайлов И. Л. (Институт истории АН РТ, Казань) Ислам в Улусе Джучи: проблема соотношения данных письменныъ источников и археологии.

Крамаровский М. Г. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Мусульмане и восточные христиане Солхата в XIV в. (к проблеме культурного взаимодействия).

Пигарёв Е.М. («Селитренное городище», Астрахань) Становление ислама в золотоордынском Нижнем Поволжье.

Почекаев Р. Ю. (Санкт-Петербург) Религиозные факторы легитимации власти в тюрко-монгольских государствах XV-XVIII вв.

Рахимзянов Б.Р. (Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, Казань) Религиозная ситуация позднезолотоордынских государств: вынужденный прагматизм Степи.

Эмирова Айше (Симферополь-Санкт-Петербург) Крымчакские джонки: письменные традиции иудейской общины в мусульманском окружении.

Юрченко А.Г. (Санкт-Петербург) Золотая Орда на европейских картах XIV в. (Словарь символов: города).

 

Описание секции

Несмотря на наличие специальных исследований, золотоордынский ислам, традиции которого априори считаются ключевыми для понимания истории ислама на большей части территории России, для нас все еще является темой интригующей. Если цивилизационное своеобразие Золотой Орды не вызывает сейчас у историков серьезных сомнений, то вопрос о своеобразии золотоордынского ислама даже не ставился.

Несомненно, что каковы бы ни были причины принятия новой религии Берке, а затем и Узбеком (контроль за финансовыми потоками от транзитной торговли купцов-мусульман; стремление с помощью конфессионального размежевания обеспечить политическую независимость от Каракорума и проч.), ислам гармонично дополнил традицию формирования евразийских суперкультур, прослеживающуюся на многочисленных примерах в истории раннесредневековых степных империй континента. Исламизация, по мнению ряда ученых, стала для оседлых и кочевых этносов империи одинаково новым фактором, завершившим симбиоз на духовном уровне. Она же придала необходимую мировоззренческую метаформу государственному политическому объединению.

На секции предполагается обсудить большой круг вопросов: причины, этапы и формы исламизации Золотой Орды, специфика ислама в Золотой Орде и государствах-наследниках (Астраханское, Казанское, Крымское ханства, Ногайская Орда, Касимов, средневековый Казахстан), традиции золотоордынского ислама после распада империи и пути формирования новых исламских общностей на ее территории.

Особое внимание хотелось бы уделить источникам по истории ислама в З.О. и в государствах – наследниках во всем их разнообразии: прежде всего археологическим и письменным. Отдельно стоило бы обсудить взаимодействие с мусульман с не-мусульманами в рамках единого государства (что, возможно, скажем, на примере взаимоотношений монголов и Средневековой Руси).

Модератор секции: И. В. Зайцев (Институт Востоковедения РАН, Фонд Марджани, Москва)