Аккиева С. И. (Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарии и Кабардино-Балкарского научного центра РАН) Современное мусульманское духовенство Северного Кавказа (по материалам экспедиций в КБР, КЧР и Ставропольский край)
Албогачиева М. С. (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург) Тарикаты и вирды Ингушетии
Арапов Д. Ю. (МГУ, Москва) Мусульмане России при Петре I
Бабаджанов Б. М. (Институт востоковедения АН Узбекистана, Ташкент) Долгий путь из «Дар ал-харб» в «Дар ал-ислам»: первые дискурсы богословов об отношениях России и Туркестана
Бобровников В. О. (Фонд Марджани, Москва); Каяев И. А. (Махачкала), Наврузов А. Р. (Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала) Исторические рукописи в библиотеке дагестанского джадида (письма и сочинения XV-XX вв. из частного собрания Али Каяева)
Васильев А. Д. (ИВ РАН, Москва) Туркестанцы на территории Османской империи: по материалам Османского архива при Кабинете премьер-министра Турецкой Республики
Ганкевич В. Ю. (Симферополь) «Крымское благотворительное общество» в контексте центростремительных тенденций тюрко-мусульман Российской империи.
Канапацкая З. И.(Белорусский государственный университета, Минск) Религиозный фактор сохранения и консолидации татарской общности в условиях языковой ассимиляции в Беларуси (XIV-XX вв).
Ковальская С. И., (Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, Астана) Религиозные практики казахов ХХ века: новые источники и интерпретации
Коралевский Якуб Тадеушович / Koralewski Jakub Tadeuszowich (Wyzsza Szkola Nauk Humanistycznych i Dziennikarstwa, Познань) Представления об идеальной мусульманской общине (по роману И. Гаспринского «Французские письма»)
Котюкова Т. В. (Научно-исследовательский Центр военной истории Военной академии ГШ ВС РФ) «Мусульманский вопрос» в документах Туркестанского районного охранного отделения 1907-1917 гг.
Кощанов Б. А. (Каракалпакский государственный университет, Нукус); Базарбаев Р. Д., (Нукусский государственный педагогический институт, Нукус), "Красногвардейская атака" на мусульман Каракалпакстана в 1917-1920 годы
Ларина Е. И.(МГУ, Москва) О новых понятиях в религиозной практике современных казахов: аккулар, сункар, нур-жигит.
Месхидзе Д. ( Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург) «Настала грязная пора!»: 1920–1930-е годы в Чечне и Ингушетии
Моргунов К. А. (Оренбургский университет, Оренбург) Имамы оренбургских мечетей и их роль в сохранении мусульманских религиозных традиций в 1940-е – 1980-е годы.
Мусаев М. А. (Центр востоковедения ИИАЭ ДНЦ РАН), Насрединова Н. К. (Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН) Сравнительный анализ автографа и изданного текстов «Табакат ал-Хваджакан ан-Накшбандиййа ва садат ал-машаих ал-Халидиййа ал-Махмудиййа» Шуайба б. Идриса ал-Багини
Мухамедов Ш. Б. (Институт истории АН Республики Узбекистан) Туркестанская элита о проблемах мусульман в крае: от незнания к знанию, или применим ли для Средней Азии начала ХХ века философский закон о " случайности и закономерности"
Нефляшева Н. А. (,Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН) Формирование исламского дискурса Российской империи: Кавказский наместник А.И. Барятинский.
Прасолов Д. Н. (УРАН Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН) Интеграция кабардинского общества в состав Российской империи:
религиозные аспекты.
Сафиуллина Аль-Анси Р. Р. (Института истории АН РТ, Казань) Арабская печатная книжная традиция у мусульман России (XIX- начало XX вв.)
Хайрединова З. З. (Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь) К вопросу о деятельности Таврических муфтиев конца XVIII - начала XX в.
Шаблей П. С. (Челябинский государственный университет, Костанай) Социальный облик мусульманских служащих в казахской степи (конец XVIII – середина XIX в.)
Шадманова С. А. (Институт истории АН РУз, Ташкент) Некоторые взгляды на жизнь женщин-мусульманок в Туркестане в конце XIX – начале XX вв.
Шигабдинов Р. Н. (Институт истории АН Узбекистана, Ташкент) Отказ от политики игнорирования ислама в русском Туркестане в ответ на «пробуждение Азии» в начале ХХ в.
Описание секции
В центре внимания докладов секции стоят взаимоотношения (пост-)имперской власти, мусульманских элит и общества в царской, советской России и на постсоветском пространстве. По проблематике и приоритетным для нее областям исследования секция в целом следует приоритетам аналогичной секции, работавшей на первой конференции «Мир ислама», проходившей в Москве в 2007 г.
С учетом последних наработок в этой области в России и за рубежом, в 2010 г. намечено прежде всего рассмотреть вопросы источниковой базы исследований в этом направлении у русистов и востоковедов, недавних архивных находок, обсуждены новые интерпретации новой и новейшей истории ислама на имперском и постсоветском пространстве. Можно ли назвать Российскую империю мусульманской страной (как считает американский историк Роберт Круз)? Что можно сказать о преемственности и разрывах в истории ислама в России? В какой степени исламские институты и традиции, созданные в империи, включая региональные муфтияты и «мусульманское духовенство», были восстановлены в послевоенном Советском Союзе? Что можно сказать о связях и параллелях между положением ислама и политикой в отношении него в России и за ее пределами, на Ближнем Востоке и вЦентральной Азии?
Одной из задач секции является критический анализ результатов начавшейся в 1990-е годы архивной революции в отношении понимания места ислама в России, смещения акцентов его исследования из области изучения сопротивления и противостояния мусульман и России в область исследования их взаимного влияния и взаимодействия как в центре так и в регионах. Наряду с институтами и практиками мусульман Российской империи, Советского Союза и стран СНГ участники секции намерены обсудить роль человеческого фактора в истории российского (и советского) ислама. Какую роль играли и играют отдельные личности и люди как объект исламоведческого исследования и вместе с тем субъект политики в отношении ислама? Что можно сказать о нарративах и языке истории ислама и мусульман в России в современной российской и зарубежной научных традициях? Возможно ли услышать голос российских (и советских) мусульман в официальных (в том числе противомусульманских) документах? Стал ли в ХХ в. русский языком ислама в России и СНГ?
Эти и другие вопросы будут рассмотрены в ходе работы секции.
Модераторы секции: Д.Ю. Арапов (Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, Москва) и В.О. Бобровников (Институт востоковедения РАН; Фонд Марджани, Москва)