Государственный музей А. С. Пушкина и галерея «Ковчег»
представляют выставочный проект, подготовленный при участии московских и региональных музеев, а также частных коллекционеров и художников
Выставка
«ВРЕМЯ БЕРЕЗ»
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
представляют выставочный проект, подготовленный при участии московских и региональных музеев, а также частных коллекционеров и художников
Выставка
«ВРЕМЯ БЕРЕЗ»
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
Н. Заболоцкий
Государственный музей А. С. Пушкина и галерея «Ковчег» в формате выставочных проектов продолжают исследовать с культурологической точки зрения повседневно-привычные явления нашей жизни – события, объекты, предметы. Лейтмотивом нового совместного исследования стали… БЕРЁЗЫ.

«Кожей России» назвал березовую кору XI – XV веков художник Леонид Соков. Образ этих деревьев сегодня неотделим от образа родины. Содержащийся в коре белый органический пигмент сделал это дерево – имеющее, кстати, около сотни видов: от берёзы пушистой (Betula pubescens) до маньчжурской (Betula mandshurica) – чрезвычайно узнаваемым.
Широкое распространение березы на территории России привело к ее повсеместному утилитарному использованию. Издревле из березы делали корзины, к ороба и солоницы для
круп и муки, плели лапти. В березовых туесах сберегали ягоду и мед. Берёза давала лучшие дрова;березовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб, поскольку сгорает почти без копоти; березовые веники и сегодня заготавливают не только для русской бани, но и как зимний корм для домашнего скота… Традиционно и широко применялась береза в народной медицине.
И сегодня жители России по весне собирают целебный березовый сок. Настои из почек и листьев березы и применяют в медицине как б бактерицидное и жаропонижающее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек в дерматологии. Они вошли в обиход на Руси задолго до повсеместного распространения бумаги, в XI веке. Сегодня берестяные грамоты – одни из древнейших памятников славянской культуры. Причем, найденные в археологических раскопках образцы XI-XV веков они
прекрасно сохранились до наших дней, что свидетельствует о чрезвычайной прочности и долговечности берестяной коры. Возможно, с появления этих грамот и начался «отсчет дней» березы как национального символа...

прекрасно сохранились до наших дней, что свидетельствует о чрезвычайной прочности и долговечности берестяной коры. Возможно, с появления этих грамот и начался «отсчет дней» березы как национального символа...
Береза – вечная составляющая российского фольклора, сказок и народных примет. На праздник Троицы молодыми березовыми ветками украшались крестьянские избы. В изданной в России в 1905 году книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приведено киргизское поверье: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские». Некогда с берёзы начался Невский проспект в Петербурге: на месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало городской магистрали.
Большой «березовый» след прослеживается в русском станковом и прикладном искусстве. «Мебель карельской березы» широко известна за пределами России. Из этого же материала в 1917-м было изготовлено одно из знаменитых пасхальных яиц Фаберже – «Березовое».

Многие годы образ березы, как образ родины, непререкаемо монополизировался как сугубо российский, а потом и советский. Отсюда некоторая комичность «березовых» сюжетов в изобразительном искусстве поздне-советского времени: кто только не «позировал» официозным художникам на фоне березовой рощи, от Сергея Есенина и Юрия Гагарина до Фиделя Кастро и других гостей из «стран народной демократии». Новый разбег березовая тема получила в постсоветском искусстве.

Разумеется, устроители нынешней выставки не смогут исчерпать всех аспектов заявленной темы – однако же, рассматривают свой проект как одну из первых попыток приближения к пониманию «березового феномена».
Выставочные залы 1-го этажа
Государственного музея А. С. Пушкина:
ул. Арбат, 55/32, вход со стороны Денежного переулка (Ст.м. «Смоленская»).
Время проведения выставки:
С 5 сентября по 25 ноября 2018 г.
Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника и последней пятницы месяца с 10.00 до18.00 (касса и вход до 17.30), по четвергам – с 12.00 до 21.00.