Шамаили в музее Востока

С 24 апреля по 21 июня 2009 года в залах Государственного музея искусства народов Востока прошла выставка «Татарский шамаиль: слово и образ. Искусство каллиграфии».

В музее неоднократно устраивались выставки восточной каллиграфии: японской, китайской, арабской. Настоящая экспозиция показала еще один из видов арабской каллиграфии – шамаили, которые являются неотъемлемой и самобытной частью традиционной культуры Поволжья.  В нее вошли 70 произведений из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, работы, находящиеся в собственности авторов, а также из коллекции Фонда Марджани.

Это старинные шамаили, выполненные на оборотной стороне стекла, печатные шамаили, а также работы профессиональных художников, обратившихся к этому традиционному искусству в наши дни. Ядро экспозиции составили печатные шамаили, получившие распространение в Казани на рубеже XIX–XX вв., содержание и внешний вид которых дают представление о духовном и культурном самосознании татар-мусульман этого времени.

Шамаиль часто сравнивают как с иконой, так и с народным лубком. Его изобразительный язык, символичный по своей сути, очень разнообразен. Тексты из Корана, нравоучения и богатая символика народного ислама, вплетенные в орнаментальные композиции; виды святых мест паломничества – все это составляет содержание шамаиля. Его часто вешали над дверью, тем самым постоянно напоминая себе о красоте Божественного промысла. В отличие от станковой живописи, шамаиль не только украшал внутреннее пространство традиционного татарского дома, но и освящал, оберегал его.

Современные художники каждый по-своему интерпретируют тему каллиграфии. Одни обращаются к старинному шамаилю, выполненному на стекле, другие находят образцы для подражания в арабской и персидской рукописной традиции. Многие живописцы создают абстрактные композиции, в которых современными изобразительными средствами развивают тему сакральности Божественного письма.

Среди произведений современных мастеров следует обратить внимание на несколько графических работ, выполненных выдающимся татарским художником Баки Урманче, который еще в 1970-х годах попытался освоить и возродить утонченное искусство арабской каллиграфии и татарского шамаиля.

Выставка была организована Государственным музеем искусства народов Востока, Институтом языка, литературы и искусства АН РТ, Государственным музеем изобразительных искусств РТ и Фондом Марджани, который выступил ее инициатором.

Главной целью выставки стало привлечение внимания к проблемам изучения и сохранения этого уникального вида искусства. Одним из ее результатов можно назвать каталог, выпущенный Издательским домом Марджани.

 

 

 

 

Выставка ОБРАЗЫ СВЯТЫНЬ. МЕККА И МЕДИНА В ПАМЯТНИКАХ ИСЛАМСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

На выставке представлены неизвестные ранее миниатюры исламских рукописей XVIII-XIX вв. из коллекций Москвы, Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и коллекции Фонда Марджани. Всего будет представлено около сорока предметов.

Subscribe to Шамаили в музее Востока